Самая модная недвижимость 2011 года
Принципы и сертификация зеленого строительства выгодны всем: инвесторам, потребителям, архитекторам, строителям. Однако многие до сих пор уверены, что ничего кроме дополнительных затрат они не несут.
Жилой комплекс «Мюльвег», Вена, арх. Херманн Кауфман
«Зеленое строительство – это не ландшафтная и деревянная архитектура. И это не только, чтобы выгодно продать, но и чтобы хорошо жилось настоящим и будущим поколениям», - с этой мысли искусствовед Марина Игнатушко начала круглый стол «Устойчивое развитие города: системы оценок», прошедший 22 февраля в рамках архитектурного проекта «Архновация».
И главная цель разговора – не обличить кого-то в неправильности действий, не поднять всех на баррикады. Задача – показать, что это может быть выгодно всем причастным. А кто из нас не причастен к теме строительства? И еще – понять, как нам прийти к тому, чтобы зеленые стандарты стали нормами государственного закона?
Сельский деревянный мост, Австрия, арх. Херманн Кауфман
Пока же эта тема интересует в основном небольших частников, которые испытывают все преимущества качественных, экологичных, энергосберегающих материалов, технологий, архитектурных решений на «собственной шкуре».
Это тоже «зеленая архитектура», Клуб альпинистов, Австрия, арх. Херманн Кауфман
На крупных же стройках пока все остается по-прежнему – строят много, дешево, продают дорого, - констатируют, убедившись на собственном опыте, представители иностранных компаний, позиционирующих себя «зелеными» (Rockwool, AGC, Schneider Electric). И вряд ли что-то изменится без принятия соответствующих законов.
Олег Клочко (AGC) предложил, к примеру, узаконить запрет на энерго-НЕэффективные материалы: «Представьте, если все мы в один прекрасный момент применим энергосберегающие технологии, - насколько сразу сократится выброс углекислого газа в атмосферу?»
Вот только в государстве нашем, к сожалению, отсутствует цельная система создания вообще любых стандартов. Министерства напоминают удельные княжества – каждое тянет в какую-то свою сторону, и порой принимаются взаимоисключающие положения.
Три зеленых кита
В России система «зеленой» сертификации пока на стадии обсуждения и формирования. И, конечно, в силу загадочности нашей русской души система эта должна быть особой. Отличной от мировых.
Кто же должен в России участвовать в ее разработке? По мнению Сергея Попова, Председателя Правления нижегородской организации «Союза архитекторов России», в этом процессе нужны представители всех слоев гражданского общества. Но вот проблема – где оно у нас, гражданское-то общество?
Пока же три кита, на которых стоит зеленое строительство мира – это три системы сертификации: старейшая британская – BREEAM, американская – LEED и германская – DGNB. Первые две, по словам архитектора Сергея Туманина, сформированы на основе данных и мнений риэлторов и производителей строительных материалов. А германская – учла опыт предыдущих, но во главу угла поставила наработки архитекторов. И сейчас немцы стремятся, чтобы их система лидировала в Евросоюзе.
В таблицах приоритеты каждой из систем отмечены более темным цветом
Вот основные критерии представленных систем сертификации: воздействие на окружающую среду, ресурсосбережение и отходы, экономические показатели, социально-функциональные – забота о здоровье, комфорте и потребностях, сила визуального (влияние архитектуры на восприятие, положительные эмоции), качество технического исполнения, процессов проектирования и строительства и некоторые другие. Что же касается местоположения, для американцев это не особо актуально, а в Европе – тема наиважнейшая. И, конечно же, всех в мире волнует вопрос бюджета каждого проекта.
Малой кровью
Так возможно ли на весьма скромные средства реализовать зеленый проект? Архитектор из Москвы Олег Коновальцев привел пример из своей практики: «Это был бюджетный проект – общеобразовательная школа, и если бы не принципы зеленой архитектуры, которые мы применяли, объект нельзя было бы реализовать. Участок находился в достаточно сложной градостроительной ситуации. Мимо этого здания проходит крупная транспортная артерия с очень шумным интенсивным движением. Мало того, участок был очень мал и не подходил под современные нормативы проектирования. И мы вынуждены были бережно относиться к данной территории. А потому максимально высвобождали первые этажи – и здание стоит все на колоннах. В то же время нехватка всевозможных прогулочных и спортивных площадок, рекреационных зон – заставила пойти нас на достаточно нестандартные для России шаги.
Мы сделали разветвленную и озелененную систему внутренних дворов, спортивные площадки на кровле здания. Причем изначально были большие сомнения по поводу использования таких площадок в наших климатических условиях, но практика показала – что детям это интересно, они выходят туда на перемену, играют, отдыхают. И это дает, в том числе, и психологическую разгрузку. А большие плоскости остекления рекреаций позволили нам стереть границу между интерьером и экстерьером школы. И человек, попадающий в это здание, постоянно находится в контакте с окружающей средой, у него не возникает ощущения замкнутости. Он выходит из класса и видит перед собой город или зеленый двор. И, на мой взгляд, это очень важно – психологическое состояние и детей, и учителей.
Я вообще еще в детстве заметил и запомнил, что когда пребываешь в центральной части Москвы – не происходит подавления настроения. Как только приезжаешь на окраины и видишь районы в виде матриц, панельных одинаковых домов, - настроение тут же портится на весь день. И, я считаю, любое применение зеленых принципов – это, с одной стороны, помощь и возможность для самовыражения архитекторов. Это очень благоприятные приемы, которые работают и на сам проект, и на его имя. А для заказчика – это, помимо всего прочего, еще и возможность размещения максимального количества площадей здания на данном участке».
Позеленеем скоро все
Все участники круглого стола сошлись в одном: чтобы Россия и Нижний, в частности, встали на путь зеленого строительства, нам надо не копировать тупо заграничный опыт, а менять потихоньку менталитет.
Для комфорта во дворах вдоль магистрали установлены защитные экраны, Вена
Анекдот-пример от Сергея Попова. Пригласили в Нижний японца, прославившего свое имя организацией в разных странах (Великобритания, кстати, ему очень благодарна) беспробочного движения. Японец этот кружил-кружил на вертолете над городом нашим – и в итоге обреченно констатировал, что, увы, но «умывает руки». Нужно менять сознание людей.
А как его менять? Надо мотивировать активных людей, - предлагает Алексей Домрачев (компания Rockwool). Неплохой в этом отношении проект облагораживания дворов в Нижнем, когда лучшие дворы еще и деньги на дальнейшее развитие получали. И людям становилось вдвойне интереснее этим заниматься.
Да и на защиту парка «Дубки» общественность поднялась все-таки. Значит, идея гражданского общества – она вполне реальна. Оно не умерло окончательно, просто по большей части спит. Вот только, видимо, нужно много «Дубков», чтобы ему было зачем бодрствовать.
Парк, Австрия
Ну и еще один «глоток надежды» - от Сергея Туманина. По его словам, многие архитекторы, приезжающие к нам из других городов Поволжья, отмечают, что в Нижнем пока не окончательно разгулялись инвестиции. Не все ценное еще снесено, видимо. Остается надеяться, что этого не произойдет и впредь. И, быть может, появятся и новые, зеленые, архитектурные шедевры.
Зеленые студентки познакомятся с инвестором…
Кстати, в 2010 году в России прошел Первый международный фестиваль инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект», призванный объединить бизнес, архитекторов, производителей стройматериалов и других полезных специалистов. Учреждены два типа премий Союза архитекторов России: «Лучший проект» и «Лучший реализованный объект». А для компаний-производителей современных строительных и отделочных материалов, технологий и оборудования предусмотрена награда «Лучший материал (технология) для зеленого строительства». Победители выбирались в пяти номинациях: «Постройки», «Проекты», «Концептуальные проекты», «Градостроительные проекты» и «Студенческие работы».
«Экоконцепт», арх. Ксения и Юлия Парфеновы
Среди студентов отличились девушки из Нижнего. Диплом I степени получил проект «Экоконцепт» в Гренобле (Франция). Авторы-разработчики – Ксения и Юлия Парфеновы. Девушки работали над проектом во время обучения в архитектурной школе Гренобля. Творение их называется «Ресикл'ило» (с французского: ресикляж – вторичное использование, ило – участок земли). Проект отражает переосмысление и реинтеграцию городской проблемной территории, поиск и активизацию потенциальных ресурсов отдельно взятого квартала в сложившейся градостроительной ситуации. Затронуты темы биоклиматической архитектуры, вторичного использования материалов в строительстве, самостоятельное строительство, создание модели квартала с устойчивым развитием.
Людмила ЗУЕВА
Фото Марины Игнатушко,
иллюстрационные материалы
предоставлены организаторами круглого стола
«БИРЖА ПЛЮС СВОЙ ДОМ»
Жилой комплекс «Мюльвег», Вена, арх. Херманн Кауфман
«Зеленое строительство – это не ландшафтная и деревянная архитектура. И это не только, чтобы выгодно продать, но и чтобы хорошо жилось настоящим и будущим поколениям», - с этой мысли искусствовед Марина Игнатушко начала круглый стол «Устойчивое развитие города: системы оценок», прошедший 22 февраля в рамках архитектурного проекта «Архновация».
И главная цель разговора – не обличить кого-то в неправильности действий, не поднять всех на баррикады. Задача – показать, что это может быть выгодно всем причастным. А кто из нас не причастен к теме строительства? И еще – понять, как нам прийти к тому, чтобы зеленые стандарты стали нормами государственного закона?
Сельский деревянный мост, Австрия, арх. Херманн Кауфман
Пока же эта тема интересует в основном небольших частников, которые испытывают все преимущества качественных, экологичных, энергосберегающих материалов, технологий, архитектурных решений на «собственной шкуре».
Это тоже «зеленая архитектура», Клуб альпинистов, Австрия, арх. Херманн Кауфман
На крупных же стройках пока все остается по-прежнему – строят много, дешево, продают дорого, - констатируют, убедившись на собственном опыте, представители иностранных компаний, позиционирующих себя «зелеными» (Rockwool, AGC, Schneider Electric). И вряд ли что-то изменится без принятия соответствующих законов.
Олег Клочко (AGC) предложил, к примеру, узаконить запрет на энерго-НЕэффективные материалы: «Представьте, если все мы в один прекрасный момент применим энергосберегающие технологии, - насколько сразу сократится выброс углекислого газа в атмосферу?»
Вот только в государстве нашем, к сожалению, отсутствует цельная система создания вообще любых стандартов. Министерства напоминают удельные княжества – каждое тянет в какую-то свою сторону, и порой принимаются взаимоисключающие положения.
Три зеленых кита
В России система «зеленой» сертификации пока на стадии обсуждения и формирования. И, конечно, в силу загадочности нашей русской души система эта должна быть особой. Отличной от мировых.
Кто же должен в России участвовать в ее разработке? По мнению Сергея Попова, Председателя Правления нижегородской организации «Союза архитекторов России», в этом процессе нужны представители всех слоев гражданского общества. Но вот проблема – где оно у нас, гражданское-то общество?
Пока же три кита, на которых стоит зеленое строительство мира – это три системы сертификации: старейшая британская – BREEAM, американская – LEED и германская – DGNB. Первые две, по словам архитектора Сергея Туманина, сформированы на основе данных и мнений риэлторов и производителей строительных материалов. А германская – учла опыт предыдущих, но во главу угла поставила наработки архитекторов. И сейчас немцы стремятся, чтобы их система лидировала в Евросоюзе.
В таблицах приоритеты каждой из систем отмечены более темным цветом
Вот основные критерии представленных систем сертификации: воздействие на окружающую среду, ресурсосбережение и отходы, экономические показатели, социально-функциональные – забота о здоровье, комфорте и потребностях, сила визуального (влияние архитектуры на восприятие, положительные эмоции), качество технического исполнения, процессов проектирования и строительства и некоторые другие. Что же касается местоположения, для американцев это не особо актуально, а в Европе – тема наиважнейшая. И, конечно же, всех в мире волнует вопрос бюджета каждого проекта.
Малой кровью
Так возможно ли на весьма скромные средства реализовать зеленый проект? Архитектор из Москвы Олег Коновальцев привел пример из своей практики: «Это был бюджетный проект – общеобразовательная школа, и если бы не принципы зеленой архитектуры, которые мы применяли, объект нельзя было бы реализовать. Участок находился в достаточно сложной градостроительной ситуации. Мимо этого здания проходит крупная транспортная артерия с очень шумным интенсивным движением. Мало того, участок был очень мал и не подходил под современные нормативы проектирования. И мы вынуждены были бережно относиться к данной территории. А потому максимально высвобождали первые этажи – и здание стоит все на колоннах. В то же время нехватка всевозможных прогулочных и спортивных площадок, рекреационных зон – заставила пойти нас на достаточно нестандартные для России шаги.
Мы сделали разветвленную и озелененную систему внутренних дворов, спортивные площадки на кровле здания. Причем изначально были большие сомнения по поводу использования таких площадок в наших климатических условиях, но практика показала – что детям это интересно, они выходят туда на перемену, играют, отдыхают. И это дает, в том числе, и психологическую разгрузку. А большие плоскости остекления рекреаций позволили нам стереть границу между интерьером и экстерьером школы. И человек, попадающий в это здание, постоянно находится в контакте с окружающей средой, у него не возникает ощущения замкнутости. Он выходит из класса и видит перед собой город или зеленый двор. И, на мой взгляд, это очень важно – психологическое состояние и детей, и учителей.
Я вообще еще в детстве заметил и запомнил, что когда пребываешь в центральной части Москвы – не происходит подавления настроения. Как только приезжаешь на окраины и видишь районы в виде матриц, панельных одинаковых домов, - настроение тут же портится на весь день. И, я считаю, любое применение зеленых принципов – это, с одной стороны, помощь и возможность для самовыражения архитекторов. Это очень благоприятные приемы, которые работают и на сам проект, и на его имя. А для заказчика – это, помимо всего прочего, еще и возможность размещения максимального количества площадей здания на данном участке».
Позеленеем скоро все
Все участники круглого стола сошлись в одном: чтобы Россия и Нижний, в частности, встали на путь зеленого строительства, нам надо не копировать тупо заграничный опыт, а менять потихоньку менталитет.
Для комфорта во дворах вдоль магистрали установлены защитные экраны, Вена
Анекдот-пример от Сергея Попова. Пригласили в Нижний японца, прославившего свое имя организацией в разных странах (Великобритания, кстати, ему очень благодарна) беспробочного движения. Японец этот кружил-кружил на вертолете над городом нашим – и в итоге обреченно констатировал, что, увы, но «умывает руки». Нужно менять сознание людей.
А как его менять? Надо мотивировать активных людей, - предлагает Алексей Домрачев (компания Rockwool). Неплохой в этом отношении проект облагораживания дворов в Нижнем, когда лучшие дворы еще и деньги на дальнейшее развитие получали. И людям становилось вдвойне интереснее этим заниматься.
Да и на защиту парка «Дубки» общественность поднялась все-таки. Значит, идея гражданского общества – она вполне реальна. Оно не умерло окончательно, просто по большей части спит. Вот только, видимо, нужно много «Дубков», чтобы ему было зачем бодрствовать.
Парк, Австрия
Ну и еще один «глоток надежды» - от Сергея Туманина. По его словам, многие архитекторы, приезжающие к нам из других городов Поволжья, отмечают, что в Нижнем пока не окончательно разгулялись инвестиции. Не все ценное еще снесено, видимо. Остается надеяться, что этого не произойдет и впредь. И, быть может, появятся и новые, зеленые, архитектурные шедевры.
Зеленые студентки познакомятся с инвестором…
Кстати, в 2010 году в России прошел Первый международный фестиваль инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект», призванный объединить бизнес, архитекторов, производителей стройматериалов и других полезных специалистов. Учреждены два типа премий Союза архитекторов России: «Лучший проект» и «Лучший реализованный объект». А для компаний-производителей современных строительных и отделочных материалов, технологий и оборудования предусмотрена награда «Лучший материал (технология) для зеленого строительства». Победители выбирались в пяти номинациях: «Постройки», «Проекты», «Концептуальные проекты», «Градостроительные проекты» и «Студенческие работы».
«Экоконцепт», арх. Ксения и Юлия Парфеновы
Среди студентов отличились девушки из Нижнего. Диплом I степени получил проект «Экоконцепт» в Гренобле (Франция). Авторы-разработчики – Ксения и Юлия Парфеновы. Девушки работали над проектом во время обучения в архитектурной школе Гренобля. Творение их называется «Ресикл'ило» (с французского: ресикляж – вторичное использование, ило – участок земли). Проект отражает переосмысление и реинтеграцию городской проблемной территории, поиск и активизацию потенциальных ресурсов отдельно взятого квартала в сложившейся градостроительной ситуации. Затронуты темы биоклиматической архитектуры, вторичного использования материалов в строительстве, самостоятельное строительство, создание модели квартала с устойчивым развитием.
Людмила ЗУЕВА
Фото Марины Игнатушко,
иллюстрационные материалы
предоставлены организаторами круглого стола
«БИРЖА ПЛЮС СВОЙ ДОМ»
Оставить комментарий
Недвижимость Нижнего Новгорода. Строительство. Проектирование и ремонт жилья. Домашний комфорт. Ипотека и кредитование. Аналитические обзоры рынков недвижимости. Объявления - купля, продажа, обмен жилья. Правовые вопросы и консультации