Алгоритм «зеленой» архитектуры Олега Коновальцева
Идеи зеленой архитектуры уже не просто витают в воздухе, сегодня они нашли в России свое применение в строительстве, причем, на первый взгляд, в мало совместимых с понятием «зеленности» бюджетных объектах. Мастер-класс Олега Коновальцева – главного архитектора московского архитектурного бюро «Арст» - очередное подтверждение слов «дорогу осилит идущий».
Драматургия пространства
Реконструкция школ, здания фабрики, комбината бытового обслуживания не вызывают у большинства архитекторов особого энтузиазма в работе. Но именно проектированием таких зданий занималось АБ «Арст» последние годы. «Мы реализовали в них в большей или меньшей степени идеи «зеленой» архитектуры, хотя такого понятия еще полгода назад я даже не знал. Мы просто проектировали, считая это правильным и достойным», - так начал свой рассказ Олег Коновальцев на встрече с нижегородскими архитекторами в Галерее Сергея Туманина.
«Самый первый объект, попавший к нам в руки – это пристрой к школе. Мы применили большое количество остекления, чтобы не было ощущения замкнутости, охватывающей человека, попавшего в это здание. Многие опасения, связанные с применением большого количества стекла, остались только опасениями. Современные технологии остекления прекрасно работают».
Еще недавно московская школа № 274 была обычной типовой, каких немало по всему бывшему Советскому Союзу. Творческая энергия команды молодых архитекторов преобразила здание. Центральную ось поддержали атриумом, сделав многоцветным вестибюль. А для ощущения простора и близости к природе запректировали открытый двор и два закрытых - с растительным грунтом и дренажем, высадили растения, но не в кадках, как это часто делается в зимних садах.
«Часто отношение к школам достаточно равнодушное, как к чему-то низкобюджетному и очень убогому. Никто даже не думает, что количество бетона, кирпича, стекла на них уходит такое же, как и на дорогие объекты. У проектировщика складывается неправильный алгоритм: если нам мало заплатили, то и здание должно быть примитивным». В данном случае, к счастью, такого не произошло, и школа стала жизнерадостной и комфортной.
Когда здание рождается, в нем появляются не только твои отпечатки пальцев, но и твоя энергетика, твой поток чувств, мыслей, пожеланий, считает Олег Коновальцев. Человек пришел в здание, и должен ощутить его предназначение. «Мы, архитекторы, сочетаем в себе несколько профессий: технические и драматургию пространства. В здании человеку должно быть не только не скучно, здание должно вызывать интерес, создавать определенное настроение. И оно должно нести вашу руку, не клише, не определенные приемы. В рамках социального объекта, конечно, трудно сделать что-то эксклюзивное, высокотехнологичное, но с простейшими формами и приемами здание можно сделать нестандартным».
Принимай приемы
Нестандартными приемами Олег делится со всеми – только применяйте. От этого выгода в глобальных масштабах.
Очень модный прием - это дорожные решетки. Мало того, что вы не сокращаете количество озеленения, вы еще делаете противопожарный объект. Если у вас не хватает по СниПу процента озеленения, то эта технология очень помогает.
В здании никогда не должно быть визуальных тупиков. И этот переход заканчивается панорамным остеклением. Постоянно происходит диалог интерьера и экстерьера. Человек, находящийся там, постоянно ощущает, в какой части здания он находится. Не происходит обмана сознания – важный момент осознания комфорта.
Одним из важнейших принципов «зелености» в архитектуре - эффективное использование ресурса земли. Здание, в котором план первого и последнего этажа практически не отличаются, говорит о том, что нерационально использовано пространство. Земли больше не будет. Значит, не будет каких - то площадок, не будет теневых навесов. В архитектуре зданий, созданных АБ «Арст», первые этажи более компактные, чем вышележащие. И благодаря этому получен огромный выигрыш в архитектуре, площадях, объемах…
У нас мало световых дней, поэтому для комфортного пребывания в здании просто необходим большой процент остекления. Современные энергосберегающие оконные технологии позволяют остеклять целые стены, использовать много витражей. В здании школ тепло, несмотря на небольшие батареи.
Так выглядит обычный школьный санузел
Активное введение цвета в школьных учреждениях соответствует возрастной потребности ребенка, его яркости восприятия.
Делай как мы, делай лучше нас
Школа № 1414 практически в центре Москвы на серьезной транспортной артерии. Перед нами стоит задача на очень стесненный участок посадить школу на 950 учащихся. Проектируя школу нужно соблюдать очень много нормативов. Например, обеспечить 40% территории озеленением, сделать определенное количество площадок для подвижных игр и так далее . Помимо того, что вы сделаете анализ участка, вам надо как-то по другому подойти к методике проектирования. И вы прекрасно понимаете, что этот участок не предназначен вообще для школы. А району необходима именно школа. И вот что в результате нестандартного подхода у нас получилось.
Мы минимизировали нагрузку на земельный участок, расположив на первом этаже только самые необходимые зоны. Дальше здание увеличивается кверху. Под школьными помещениями у нас находятся технические и - стоянка. На шумную магистраль вывели спортивный зал. Под ним пустота, а здесь стоят уникальные колонны.
Выше появился двухсветный актовый зал, студия хореографии, на 4 этаже библиотека. Объем формировался вокруг круглого внутреннего двора. При входе в здание вы не утыкаетесь в гардероб, а идете на свет – на внутренний двор. Этот двор опущен до подвала, там сделан дренаж, гидроизоляция и высажены деревья. На крыше столовой мы сделали площадку для начальных классов, и уже на крыше основного здания у нас появилось двухуровневое спортивное ядро.
А как определить, что это «зеленая» архитектура? «Зеленую» архитектуру, по – моему мнению, можно воспринимать в двух направлениях: первое - это откровенные насаждения с точки зрения «зеленых», а второе - это качество среды, которую мы архитекторы создаем для людей. «Зеленая» архитектура во многих аспектах наше спасение. Те возможности, которые она дает, мы просто пока еще полностью недооцениваем.
Марина РУИНА
Фото предоставлены Олегом Коновальцевым
«БИРЖА ПЛЮС СВОЙ ДОМ»
Драматургия пространства
Реконструкция школ, здания фабрики, комбината бытового обслуживания не вызывают у большинства архитекторов особого энтузиазма в работе. Но именно проектированием таких зданий занималось АБ «Арст» последние годы. «Мы реализовали в них в большей или меньшей степени идеи «зеленой» архитектуры, хотя такого понятия еще полгода назад я даже не знал. Мы просто проектировали, считая это правильным и достойным», - так начал свой рассказ Олег Коновальцев на встрече с нижегородскими архитекторами в Галерее Сергея Туманина.
«Самый первый объект, попавший к нам в руки – это пристрой к школе. Мы применили большое количество остекления, чтобы не было ощущения замкнутости, охватывающей человека, попавшего в это здание. Многие опасения, связанные с применением большого количества стекла, остались только опасениями. Современные технологии остекления прекрасно работают».
Еще недавно московская школа № 274 была обычной типовой, каких немало по всему бывшему Советскому Союзу. Творческая энергия команды молодых архитекторов преобразила здание. Центральную ось поддержали атриумом, сделав многоцветным вестибюль. А для ощущения простора и близости к природе запректировали открытый двор и два закрытых - с растительным грунтом и дренажем, высадили растения, но не в кадках, как это часто делается в зимних садах.
«Часто отношение к школам достаточно равнодушное, как к чему-то низкобюджетному и очень убогому. Никто даже не думает, что количество бетона, кирпича, стекла на них уходит такое же, как и на дорогие объекты. У проектировщика складывается неправильный алгоритм: если нам мало заплатили, то и здание должно быть примитивным». В данном случае, к счастью, такого не произошло, и школа стала жизнерадостной и комфортной.
Когда здание рождается, в нем появляются не только твои отпечатки пальцев, но и твоя энергетика, твой поток чувств, мыслей, пожеланий, считает Олег Коновальцев. Человек пришел в здание, и должен ощутить его предназначение. «Мы, архитекторы, сочетаем в себе несколько профессий: технические и драматургию пространства. В здании человеку должно быть не только не скучно, здание должно вызывать интерес, создавать определенное настроение. И оно должно нести вашу руку, не клише, не определенные приемы. В рамках социального объекта, конечно, трудно сделать что-то эксклюзивное, высокотехнологичное, но с простейшими формами и приемами здание можно сделать нестандартным».
Принимай приемы
Нестандартными приемами Олег делится со всеми – только применяйте. От этого выгода в глобальных масштабах.
Очень модный прием - это дорожные решетки. Мало того, что вы не сокращаете количество озеленения, вы еще делаете противопожарный объект. Если у вас не хватает по СниПу процента озеленения, то эта технология очень помогает.
В здании никогда не должно быть визуальных тупиков. И этот переход заканчивается панорамным остеклением. Постоянно происходит диалог интерьера и экстерьера. Человек, находящийся там, постоянно ощущает, в какой части здания он находится. Не происходит обмана сознания – важный момент осознания комфорта.
Одним из важнейших принципов «зелености» в архитектуре - эффективное использование ресурса земли. Здание, в котором план первого и последнего этажа практически не отличаются, говорит о том, что нерационально использовано пространство. Земли больше не будет. Значит, не будет каких - то площадок, не будет теневых навесов. В архитектуре зданий, созданных АБ «Арст», первые этажи более компактные, чем вышележащие. И благодаря этому получен огромный выигрыш в архитектуре, площадях, объемах…
У нас мало световых дней, поэтому для комфортного пребывания в здании просто необходим большой процент остекления. Современные энергосберегающие оконные технологии позволяют остеклять целые стены, использовать много витражей. В здании школ тепло, несмотря на небольшие батареи.
Так выглядит обычный школьный санузел
Активное введение цвета в школьных учреждениях соответствует возрастной потребности ребенка, его яркости восприятия.
Делай как мы, делай лучше нас
Школа № 1414 практически в центре Москвы на серьезной транспортной артерии. Перед нами стоит задача на очень стесненный участок посадить школу на 950 учащихся. Проектируя школу нужно соблюдать очень много нормативов. Например, обеспечить 40% территории озеленением, сделать определенное количество площадок для подвижных игр и так далее . Помимо того, что вы сделаете анализ участка, вам надо как-то по другому подойти к методике проектирования. И вы прекрасно понимаете, что этот участок не предназначен вообще для школы. А району необходима именно школа. И вот что в результате нестандартного подхода у нас получилось.
Мы минимизировали нагрузку на земельный участок, расположив на первом этаже только самые необходимые зоны. Дальше здание увеличивается кверху. Под школьными помещениями у нас находятся технические и - стоянка. На шумную магистраль вывели спортивный зал. Под ним пустота, а здесь стоят уникальные колонны.
Выше появился двухсветный актовый зал, студия хореографии, на 4 этаже библиотека. Объем формировался вокруг круглого внутреннего двора. При входе в здание вы не утыкаетесь в гардероб, а идете на свет – на внутренний двор. Этот двор опущен до подвала, там сделан дренаж, гидроизоляция и высажены деревья. На крыше столовой мы сделали площадку для начальных классов, и уже на крыше основного здания у нас появилось двухуровневое спортивное ядро.
А как определить, что это «зеленая» архитектура? «Зеленую» архитектуру, по – моему мнению, можно воспринимать в двух направлениях: первое - это откровенные насаждения с точки зрения «зеленых», а второе - это качество среды, которую мы архитекторы создаем для людей. «Зеленая» архитектура во многих аспектах наше спасение. Те возможности, которые она дает, мы просто пока еще полностью недооцениваем.
Марина РУИНА
Фото предоставлены Олегом Коновальцевым
«БИРЖА ПЛЮС СВОЙ ДОМ»
→ Алгоритм «зеленой» архитектуры Олега Коновальцева
Комментарии:
Особенно хорош авангардный санузел (переверните, пожалуйста картинку). Архитектура производит оптимистичное впечатление лёгкого, многоцветного хай-тека. Чуть-чуть натуральных отделочных материалов и, возможно, удалось бы избежать некоторой павильонности - недолговечности в общем-то серьёзного профессионального явления.
да… это сколько же бабла дали, чтобы такое построить?… там одного стекла с алюминием на многие лямы…
Недвижимость Нижнего Новгорода. Строительство. Проектирование и ремонт жилья. Домашний комфорт. Ипотека и кредитование. Аналитические обзоры рынков недвижимости. Объявления - купля, продажа, обмен жилья. Правовые вопросы и консультации